SuperJam — как заработать миллион на бабушкином варенье

SuperJam — бренд натуральных джемов без добавления сахара, а ещё это очень известный бизнес-кейс, широко известный во всём мире, благодаря основателю компании Фрейзеру Доэрти. В 14 лет он начал производить джемы по оригинальному рецепту своей бабушки, а уже в 20 стал миллионером. Давайте узнаем, как у него получилось и получилось ли.

SuperJam — бизнес, построенный ребёнком

SuperJam — джем без добавления сахара

В 2005 году Фрейзер узнаёт от бабушки рецепт её фирменного джема и начинает готовить его сам, продавая соседям и мелким магазинам в Эдинбурге. Через год предприниматель решает бросить школу и полностью посветить себя доработке рецептуры и получает в результате новый продукт — джем без добавления сахара.

В 2007 году Фрейзер одалживает у отца костюм, договаривается о встрече с закупщиком сети супермаркетов Waitrose, презентует свой продукт и получает первый отказ. Представителя супермаркета не устроило абсолютно всё — отсутствие производственных возможностей, оформленного бренда и завышенная цена.

Первый вариант этикетки SuperJam

За полтора года SuperJam сменит несколько этикеток, производственных баз и полностью изменит позиционирование бренда, сделав основной упор на отсутствие добавленного сахара в рецептуре продукта и только после этого Waitrose согласится поставить джемы на полки 300 своих магазинов.

Статья о Фрейзере Доэрти в местной газете

Первый коммерческий успех делает Фрейзера знаменитым в Великобритании — его историей интересуется BBC, молодой предприниматель участвует в телешоу, получает награды и даже встречается с премьер-министром Гордоном Брауном, которого очень впечатлила эта необычная история успеха.

Fraser Doherty и SuperJam
SuperJam — минимализм в рецептуре и оформлении этикетки

Известность SuperJam положительно влияет на рост продаж. Джемы начинают продаваться в Tesco, Sainsbury’s, Morrisons, запускаются новые продукты – мёд и арахисовая паста. Начинаются попытки выхода на международный рынок и в начале 2010-х годовая прибыль бизнеса превышает миллион фунтов.

Фрейзер запускает проект SuperJam Tea Party — социальную инициативу, также повлиявшую на популяризацию бренда. Компания организует по всей стране клубы для пожилых людей, где они могли общаться и находить себе новых друзей. Чайные вечеринки очень активно освящались на местном телевидение и стали важной частью маркетинговой стратегии SuperJam.

Оставаясь на пике своего успеха предприниматель издаёт подряд несколько книг-бестселлеров: кулинарную книгу с десятками рецептов натуральных джемов, мармеладов и фруктовых соусов, а потом и биографическую книгу SuperBusiness о истории создания компании из первых уст. Каждая книга расходится тиражами в десятки тысяч экземпляров и на обложках обоих книг изображена фирменная банка джема.

А что теперь?

Проходит несколько лет, и в 2017 году журналисты bbc возвращаются к истории Фрейзера Доэрти, чтобы узнать о том, во что превратился один из самых известных стартапов Великобритании и история принимает неожиданный оборот.

После яркого старта и быстрого роста продаж у SuperJam начинаются проблемы — шумиха в СМИ утихает, интерес к истории Фрейзера и его продукту в Великобритании начинает снижаться и сетевые супермаркеты постепенно начинают отказываться от сотрудничества — без достаточного маркетинга SuperJam стал просто довольно дорогим и специфичным продуктом и держать его в ассортименте интересно далеко не всем.

Сейчас в Британии сотрудничают с SuperJam только Waitrose — сеть, которая помогла бренду выйти на потребительский рынок, но бизнес продолжает развиваться благодаря иностранным партнерам.

Последний пост в блоге SuperJam вышел более 5 лет назад

История, которая так впечатлила Британцев, продолжает срабатывать и на новых рынках и SuperJam завоевал большую популярность в Южной Корее и Японии. Маркетологам удалось совместить интерес потребителей к Английским товарам и очарование бренда SuperJam — компании, которую основал ребёнок.

Фрейзер снимался в корейских тв-шоу, а в Японии даже сняли мини-документальный фильм о его детстве и создании бизнеса. Сам предприниматель продолжал активно участвовать в разных телепроектах, издавал книги, ездил с мотивационными выступлениями по миру и делал всё, чтобы интерес к его истории не угасал.

Cardboard cutout of Fraser Doherty on South Korean TV
Картонная фигура Фрейзера на корейском телевидении

Сейчас продукция SuperJam продолжает официально продаваться в Великобритании, Дании и Корее, но Фрейзер не принимает активного участия в развитии этого бизнеса, а работает над проектом доставки крафтового пива по подписке и продолжает выступать на разных конференциях в качестве спикера со своей историей успеха.

Комментарии от АФК

История SuperJam отлично демонстрирует важность истории, которая стоит за плечами бренда. Отличная история, способная вызвать эмоциональный отклик может стать заменой миллионных бюджетов на запуск продукта, открыть возможность для попадания на полки крупных сетей и привести клиентов, которые встанут к тебе в очередь.

Очевидные плюсы качественного сторителлинга для коммерческого успеха компании в последние годы вызвали такой масштабный всплеск похожих кейсов, что можно каждый день читать о новых удивительных предпринимателях, стремящихся к успеху. Так что годами удерживать внимание к своей компании и личному бренду, как это делал Фрейзер Доэрти, становится всё сложнее.

Еще очень важно помнить, что консервы — это всегда сложный бизнес. Помимо качественной истории, способной удивить и вдохновить потребителей на знакомство с брендом, производителю нужно качественно работать с дистрибьюцией, развивать ассортимент, строить маркетинг, уметь масштабироваться и выживать в конкурентной борьбе на протяжении десятилетий.

Спасибо, что прочли наш материал. Команда Абаканской Фабрики-Кухни продолжит исследовать мировой опыт и интересные отрасли из мира консервной промышленности. SuperJam стал объектом нашего внимания не только из-за оригинальной истории, но и потому что мы тоже занимаемся производством джема и повидла, узнать о которых вы можете на нашем сайте.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *